Фотография: попробуйте стать художником

28 января, 2019 - 19:27 | Владимир Кяжин

Еще двадцать лет назад взять в руки фотокамеру, даже «мыльницу» - «пойнт энд шут» камеру с автофокусом, означало приготовить себя к завораживающему и таинственному процессу фотографии. Пленка, даже черно-белая, была относительно дорогой, лаборатории для печати не всегда доступны. Более-менее продвинутые фотолюбители запирались в темных комнатах, чтобы при едва различимом красном свете творить чудо - фотографию. Снимки бережно укладывались в семейные фотоальбомы с тем, чтобы передавать их из поколения в поколение.

За прошедшие десятилетия ситуация изменилась кардинальным образом. Относительно дешевыми стали цифровые камеры. Даже «зеркалки» начального уровня вполне доступны по цене. Любой желающий может ощутить себя фотографом. Говоря о технике профессиональной фотографии, зачастую подразумевают дороговизну камеры. Не нужно больше думать о цене пленки, можно не заботиться об удачном кадре: наверняка получится выбрать хоть одну стоящую фотографию из сотни отснятых на цифровую камеру.

Беда в том, что очень редко люди представляют себе правильное значение словосочетания «хорошая фотография». На этом снимке - любимая теща, здесь - дети, там - памятник А. С. Пушкин у, пусть и расплывчатый, и с заваленным горизонтом. В домашний цифровой фотоальбом попадают тысячи снимков, из которых, вероятно, десяток фотографий достойны внимания (даже у начинающего и неумелого фотографа есть удачные снимки, ведь фотография - процесс во многом случайный). Увы, этот десяток никогда не будет оценен по достоинству: он просто утонет в море «отходов».

Как же быть? Как научиться снимать и выбирать снимки так, чтобы при просмотре сделанных вами фотографий, удивленно ахали друзья и знакомые, а на вашей страничке в «одноклассниках» появлялись только восхищенные отзывы?

Надо всегда помнить простую, избитую истину: снимает не камера, а фотограф. Поэтому научите себя фотографировать окружающий мир без фотокамеры в руках. Смотрите на него так, как будто вы смотрите через видоискатель, смотрите глазами фотографа. Выбирайте лучшее: свет, композицию.... Кстати, а что такое композиция? Прочитайте одну из «толстых книжек» на эту тему, например А.Лапина. Оформите подписку на посвященный фотографии журнал. Только именно фотографии, то есть процессу получения снимков, а не разнообразию современной фототехники. Рассматривайте работы мастеров на выставках и в Интернете, на «профессиональных» сайтах типа «Фотосайта». Старайтесь найти «изюминку» в каждой работе.

Не увлекайтесь слишком приобретением фототехники, даже если вам очень хочется иметь престижную цифровую камеру. Подумайте: как будет выглядеть человек с профессиональным «Никоном» на плече, снимки которого нельзя показать даже друзьям? Начните с малого, с выбора подходящей вам модели камеры. Критерии выбора фотоаппарата очень просты: светосила объектива (циферки, скажем 1.6, 2.8, 11 на нем).

Подробную информацию об этом параметре вы сможете найти в соответствующей литературе или в Интернете. Скажу лишь, что светосила объективов для съемки из космоса может иметь значения 0,7 - 0,95, а у объектива дешевой «мыльницы» - 11. Важно также соотношение размеров матрицы и числа «мегапикселей» на ней. Следует помнить, что физически размер одного светочувствительного элемента, «пикселя», ограничен. Поэтому производители хитрят, заявляя об увеличении числа «мегапикселей» своих камер. Цифровой фотоаппарат с матрицей 1/4", соперничающий по числу «мегапикселей» с зеркальной камерой с полноразмерной матрицей (размеры кадра соответствуют кадру на пленке 35 мм), непременно вас разочарует.

Не гонитесь за числом «мегапикселей». Это не «круто», поверьте.

«Круто» - когда ваш снимок станет «снимком дня» хотя бы на «Яндексе», а то и на «Фотосайте». А для этого вполне достаточно каких-нибудь жалких 5-10 «мегапикселей». И этого вполне хватит даже для того, чтобы украсить замечательными снимками стены вашей квартиры.

Конечно, надо покупать цифровую камеру с возможностью ручных настроек. Ведь если вы всерьез увлечетесь фотографией, задумаетесь о возможностях использования вашего фотоаппарата, вы непременно захотите «экспериментировать». Необходимо поинтересоваться применяемыми производителем алгоритмами обработки изображения в камере. Для этого почитайте обзоры камер в Интернете. При выборе фотографических аксессуаров следует ориентироваться на тип цифровой камеры и стоящие задачи. Стоит купить, например, внешнюю вспышку (если, конечно, есть возможность её подключения к вашему фотоаппарату).

Слишком сложно? Поверьте, оно того стоит. Радость творчества, возможность творить и получать в награду восхищение зрителей – вполне серьезный стимул, чтобы заняться фотографией всерьез.