Как сделать фотографию с размытым фоном?

9 сентября, 2015 - 23:35 | Владимир Кяжин

Как размыть фон? Это один из первых вопросов, который задаёт каждый фотолюбитель после приобретения своей первой зеркалки. Будто в этом размытии кроется весь потайной смысл фотографии. Парадокс заключается в том, что чем больше приобретается фотографического опыта и просмотра хороших примеров, тем меньше хочется размывать фон.

В размытии фона нет ничего сложного, чтобы писать по этой теме длинные инструкции и многостраничный трактат. Природа вопроса по размытию фона, как правило, заключается в непонимании работы оптики фотоаппарата. Приобретая фотоаппарат в комплекте с объективом, мы получаем не совсем хорошее «стекло». Максимально открытая диафрагма китовых зум объективов f/3.5. Наиболее размытый фон получается на диафрагме, открытой на f/1.8 - f/1.2. Поэтому совершенно предсказуемо, что открывшись на f/3.5, мы не можем конкурировать с профессиональным светосильным объективом.

На этом можно было бы и закончить, но не хочется разочаровывать обладателей «тёмной» оптики. Если быть объективным и отстраниться от привязки к маркам оптики для фотоаппаратов, их параметров, то можно с уверенностью сказать, что фон возможно сделать нерезким на любом объективе и даже при помощи обычной мыльницы. Главное - соблюдать при этом два важных условия:

а) объект съёмки должен находиться как можно дальше от фона;
б) фотоаппарат должен находиться как можно ближе к объекту съёмки.

Все это требует некоторых пояснений. Представим себе портрет девушки на фоне леса. Для того чтобы деревья не читались слишком чётко, придётся отойти от леса подальше и кадрировать модель не во весь рост, а по крайней мере по грудь. Для хорошего светосильного объектива эти правила не столь категоричны, хотя их соблюдение точно так же влияет на результат. Иными словами, светосильная оптика всегда будет в этом процессе на шаг впереди. И как бы вы ни пытались, выше головы не прыгнуть. Ну, разве что вы размажете фон в фоторедакторе, и это имеет право на жизнь в случае не только хорошего владения инструментами фотошоп, но и при знании принципов работы оптики для фотоаппаратов. Занятие это спорное, потому как, обладая художественными навыками, лучше заняться рисованием.

Когда пришло понимание сути вопроса по размытию фона, можно переходить к чисто технической реализации этой задумки. Проще всего выбрать в фотоаппарате режим приоритета диафрагмы и максимально открыть ее. Здесь есть небольшой нюанс, и начинающий может быть обманутым цифрами. Значение диафрагмы f/1.8 больше f/22. К этой на первый взгляд нелогичности просто нужно привыкнуть, и потом не будет возникать никакого дискомфорта. Полностью открыв диафрагму, то есть на самое большое значение, вы фактически готовы к работе. Выбирайте фон, предмет или объект съёмки, сфокусируйтесь на нём и нажимайте кнопку спуска затвора. Все.

Фокусировка играет ключевую роль, особенно на таких значениях диафрагмы, поэтому не следует доверять автоматике фотоаппарата. Может оказаться, что важный объект будет не в фокусе, а фон резким. Такой приём тоже имеет право на жизнь, но подходить к такому методу нужно осознанно. Того же эффекта размытия можно добиться и в пользовательском режиме М. Но в этом случае необходимы дополнительные знания экспозиции. Прелесть режима приоритета диафрагмы заключается в том что, установив её значение, вообще нет необходимости задумываться о параметре выдержки, потому как фотоаппарат подбирает её автоматически. Другое дело, что, сделав парочку кадров, можно внести пользовательские поправки в плюс или минус.

Собственно говоря, в этом и заключается вся технология размытия фона. Этот вопрос настолько любительский, что с опытом всё меньше возникает необходимость использовать этот навык. В голове будут возникать здоровые мысли о композиционном построении кадра, где каждый его элемент должен быть достаточно читаем, а не размыт до безобразия. Ведь если разобраться, для чего было приглашать модель для съёмки на пленер и делать портреты с нечитаемым фоном. Получается, то, ради чего мы выбрались на природу, совершенно не работает в кадре, и это выглядит как портрет на абстрактом фоне. С таким успехом можно пойти в студию и поснимать на сером фоне, и пользы от этого будет намного больше, потому что открывается возможность работы с искусственным и полностью контролируемым светом.

Размывать фон нужно с чувством меры, исходя из целесообразности. Сильно размывая фон на всех без исключения портретах, вы рискуете застрять в своём творческом развитии. Регулярно просматривая работы признанных фотографов, вы заметите, насколько грамотно работает фон на общее впечатление о фотографии. Согласитесь, что, размывая фон в нечитаемое месиво, вы попросту не используете по назначению драгоценное пространство кадра.