Как выбрать свой первый объектив для фотоаппарата

7 января, 2019 - 10:51 | Владимир Кяжин

В начале своей карьеры фотографы часто стремятся в первую очередь приобрести дорогую камеру и при этом экономят на объективах, покупая, к примеру, фотоаппарат с объективом в комплекте - так называемый Kit. Это не совсем правильно, так как объективы, которые идут в содружестве с камерой - не лучшего качества, и красивых художественных снимков с ними добиться сложно. Также нет никакого смысла покупать дешевый объектив к дорогой камере, так как он не сможет раскрыть потенциал фотоаппарата, обнулив все ваши чаяния. Итого, начинающему фотографу в первую очередь важнее приобрести хороший подходящий объектив, чем дорогую камеру.

При выборе своего первого объектива фотограф-новичок может растеряться перед их многообразием на рынке. Данная статья поможет фотографу разобраться во всем этом многообразии и определиться с оптимальным для себя вариантом.

Байонет

Первое, на что нужно обратить внимание неопытному фотографу – объективы желательно приобретать либо той же марки, что и фотоаппарат (например, объективы Canon для фотоаппарата Canon, Nikkor для Nikon), либо объективы других производителей, созданные специально для марки вашего фотоаппарата (например, Sigma для Canon, Nikon для Canon). Не каждый объектив подойдет к каждой отдельно взятой камере, так как разные марки объективов имеют разные по диаметру и принципу размещения электрических контактов (для управления диафрагмой и автофокусом) системы крепления. Так объективы Canon не подходят к фотоаппаратам Nikon и наоборот. Это место крепления объектива к тушке называется байонет.

Существуют, однако, переходные кольца для «неродных» объективов, но пользоваться ими стоит аккуратно, чтоб не испортить байонет своей фотокамеры.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние — это расстояние от оптического центра объектива до матрицы камеры. Измеряется оно в миллиметрах. Представьте, что вы смотрите в бинокль: вы видите отдаленные предметы ближе и крупнее, чем они есть на самом деле - также работает и объектив с длинным фокусным расстоянием: он приближает предметы в кадре. Если вы перевернете бинокль и посмотрите в него с другой стороны – те же предметы будто убегут от вас, станут намного меньше - так и объективы с малым фокусным расстоянием отдаляют предметы, при этом захватывая в кадр больше предметов, чем позволяет увидеть человеческий угол зрения.

Итак, какие бывают фокусные расстояния у объективов и для чего они нужны?

Самое маленькое фокусное расстояние - менее 20 мм имеют сверхширокоугольные объективы. Наверняка вы не раз видели фотографии, снятые на них, и легко их узнаете – получаемая с ними картинка имеет сильное округло-выпуклое искажение. Этот эффект называют «рыбьим глазом».

Фокусное расстояние от 20 мм до 35 мм имеют широкоугольные объективы. Они тоже дают искажение перспективы на изображении. При съемке на «ширик» предметы, которые находятся ближе к камере, выглядят намного больше предметов, расположенных чуть дальше - на фоне. А также при съемке снизу, например, зданий или деревьев, вы заметите такой эффект, что поднимаясь вверх, они будут всё ближе клониться друг к другу.

«Нормальным» считается фокусное расстояние в 50 – 70 миллиметров. «Полтинники» передают изображение приблизительно равное углу обзора человеческого глаза (46 градусов), при этом передают его без дисторсии, т.е. искажения.

И, наконец, объективы с фокусным расстоянием от 70 мм и более – это длиннофокусные объективы, или же телескопические. Их особенно любят детские фотографы и фотографы-портретисты, так как они наделяют снимки неким волшебством, красиво размывая фон. В фаворитах у большинства детских фотографов объективы 135мм для Canon или же 105мм для Nikon.

Фиксы и зумы

Объективы бывают с постоянным фокусным расстоянием (фиксы) и с переменным (зумы). Зумы позволяют менять фокусное расстояние (зуммировать) и такой объектив с фокусным расстоянием, например, 18-105 можно использовать одновременно как длиннофокусный, и как широкоугольный. Зум-объектив необходим любому фотографу, снимающему репортажи, а также свадебному фотографу.

А фиксы снимают более качественные, более художественные картинки, они красиво размывают фон, тем самым подчеркивая сам объект съемки, поэтому фиксы просто незаменимы в жанре портретной фотографии. К тому же объективы с фиксированным фокусным расстоянием дешевле телеобъективов, а также отличаются высокой светосилой, о которой подробнее чуть позже.

Фокусное расстояние и жанры фотографии

Наверное, самое важное, с чем нужно определиться перед покупкой первого объектива – это то, ЧТО вы хотите с ним снимать. Разные жанры фотографии требуют разные фокусные расстояния: маленькие фокусные расстояния – до 35мм – наилучшим образом проявляют себя при съемке больших групп людей, пейзажей, архитектуры. 35мм хорош для портретов, снимаемых в студиях или в домашних условиях, или, например, при съемке таинств в церкви.

Средние, или нормальные фокусные расстояния (50-85 мм) – идеальны для съемок портретов. Большие фокусные расстояния используются для съемок животных в местах их обитания, для съемки концертов и спортивных мероприятий, когда издалека нужно снять эмоциональный портрет, поймать, например, крупным планом лицо только что забившего гол футболиста.

Кроп-фактор

Профессиональные и любительские фотоаппараты имеют разные размеры матриц. И если у профессиональных камер этот размер равен полному кадру, то в любительских камерах матрица уменьшена по сравнению с профессиональной в 1,5, либо 1,6 раз. Вот эти цифры - 1,5 и 1,6 - и являются условными коэффициентами кроп-фактора, которые нужно учитывать при покупке объектива. Если у вас кроп, не забудьте умножить фокусное расстояние объектива на коэффициент кроп-фактора, чтобы знать какое эквивалентное фокусное расстояние вы получите на снимках. Если на объективе указано фокусное расстояние 85мм, то оно является таковым только для фотоаппаратов, имеющих размер матрицы full frame - полный кадр. На кропе же объектив проявит себя приблизительно как 135мм (85ммх1.5 =127,5) на полном кадре. Это не будет означать, что изменилось фокусное расстояние, это будет означать, что изображение передалось в уменьшенном виде.

Светосила

Значение светосилы объектива, по сути, есть значение диафрагмы в её максимально открытом состоянии. Светосила объектива имеет решающее значение в условиях недостаточной освещенности. Чем ее значение меньше, тем больше света попадает на матрицу и тем короче можно выставлять значения выдержки. Стоит ли говорить, что это означает получение более резких кадров при не самых лучших условиях освещения.

Кроме того именно параметр светосилы влияет на степень размытия фона, что опять таки добавляет кадрам «красивости».

Стабилизатор

Неопытному фотографу полезно отдать предпочтение объективу со стабилизатором, чтобы обезопасить себя от смазов по причине дрожания камеры. Бывают ситуации, когда без стабилизатора никуда: при использовании длиннофокусного объектива, при съемке на длинной выдержке, при порывах ветра.

Резюме

Перед покупкой своего первого объектива неплохо бы определиться с жанром – что Вам нравится снимать: будете вы снимать портреты или, к примеру, детские дни рождения. Исходя из этих двух вариантов, в первом случае вам будет показан один из фикс-портретников, например, 50 мм 1.8 для кропа, 85мм для полнокадровой камеры, а во втором - качественный зум, например, 20-70 мм. Но надо помнить, что чем больше диапазон зума, тем картинка получается хуже, менее художественная. Если пока трудно определиться с жанром и хочется искать себя и пробовать всё подряд – есть смысл купить зум-объектив с большим запасом фокусных расстояний 18-105мм, 70-200мм, чтобы не ограничивать себя ни в чем, экспериментировать.
 

Комментарии

Аватар пользователя Андрей

Согласен полностью! Сейчас многие считают себя профессиональными фотографами, хотя чтобы им стать нужно обладать хотя бы для начала минимальным набором знаний, большим опытом реальной съёмки и талантом от Бога. И даже наличие самого лучшего фотоаппарата не даст гарантии того, что ты действительно станешь фотографом. Ну, семью на пляже снимать будешь, свадьбу племянницы можно снять и всё...Тут как с компьютерами - они есть у всех, а переустановить винду могут единицы, не говоря уж о написании программы. Люди хотят один раз потратиться на "крутой" (в их понимании) фотоаппарат, при этом даже отзывы о конкретных моделях не читают. Сначала, действительно, нужно понять - что ты хочешь, сколько готов за это заплатить и только потом - а нужно ли тебе это?

Аватар пользователя Виктория

Не стоит приобретать сразу же новичку дорогую камеру, но зато лучше не экономить на качественном объективе. Когда я приобрела стартовый комплект зеркальной фотокамеры, то в нее входил и объектив. В цене - то я выиграла, а вот изображения получались некачественные. Путем проб и ошибок я стала пользоваться разными объективами, и научилась выбирать тот, который лучше создает картинку. С жанрами я еще пока не определилась, но исходя из информации много чего полезного узнала.

Большое спасибо за статью, а особенно за совет купить объектив со стабилизатором. Только после покупки понял, что не зря послушал Ваш совет, так как благодаря стабилизатору удается делать более качественным снимки, чем это было раньше. Ну, и остальные советы очень помогли при выборе первого объектива, так что могу только поблагодарить автору за статью! :)

Если конечно вы уже профессиональный фотограф, то я бы приобрел зеркалку, тогда снимки будут максимально живыми. А вот, если обычный любитель и даже новичок, то даже камеры вашего телефона будет более чем достаточно. Тем более всегда можно какие либо детали подкорректировать с помощью различных программ. Но в этом случае переплачивать за дорогую камеру за 1000 долларов явно не стоит.

Для начинающего фотографа слишком много разных критериев для выбора объектива. Поэтому считаю, что для начала надо определится с фокусным расстоянием и жанром, и купить не очень дорогой объектив(тоже касается и самой камеры), а уже с опытом подбирать более тщательно, зная на что нужно сделать упор, какие параметры важны именно для его качественной съемки.

Аватар пользователя Фома

Первый объектив, как и первый блин скорее всего выйдет комом. И не потому, что человек денег пожалел, а просто потому, что у него нет опыта. Ну надо ведь на чем-то учиться, понять все азы фотомастерства. Хорошо если есть возможность посещать клуб фотолюбителей - там и покажут и расскажут, что к чему. На практике можно потренироваться с разными объективами. Ведь мало кто в обычной жизни покупает отдельные объективы, чтобы снять застолье или своих детей во дворе. Обычно такой набор у продвинутых фотографов, которые этим профессионально занимаются, т.е. получают от этого отдачу (съемки свадеб, спортивных мероприятий, природы, продают свои работы на фотостоках и т.д). И основная причина в том, что объективы - это не дешевое удовольствие и в это дело нужно вникать. А простой кадр можно и на смартфон щелкнуть - большинство как раз этим довольствуются.

Во, у меня как раз kit-объектив efs 18-55 macro 0.25m/0.8ft и камера Canon 700d. Пока была совсем новичком - полностью устраивала, а спустя несколько фотосетов поняла, что хочу что-то посеръезнее. Может посоветуете хорошую камеру для портретной и пейзажной съемки? Хочу зум, но у фиксов картинка более качественная. Фикс и под портрет, и под пейзаж не встречала.

Лично я бы смотрел именно на то, как камера снимает ночью. Если быть честным, то днем плюс-минус все камеры одинаковые, там небольшие различия. А вот ночью уже куда интереснее, здесь сразу шумы вылезают и зернистость видна, и детализация падает. Хотя это может только я такой любитель ночной съемки и придираюсь здесь, но это сугубо мое мнение. В любом случае слишком дорогую точно брать не стоит.

Аватар пользователя Сергей Денисов

При выборе зеркального фотоаппарата для начинающего фотографа я бы в-первую очередь рекомендовал бы обратить внимание на объектив. Совершенно верно замечено выше о том, что нормальное фокусное расстояние является 50-70 миллиметров. Для начинающих фотографов именно с этого и нужно начинать! И, пожалуй, я не соглашусь с Дмитрием, который сказал, что для начинающего подойдёт и обычная камера на телефоне. Я глубоко уверен, что камера на телефоне есть просто развлечение и по большому счёту не предназначена для фотоснимков. И если уже начинать заниматься фотографиями, то необходимо это делать с зеркальных фотоаппаратов.

Настоящих профессиональных фотографов очень немного, в основном люди - любители, которые дальше, чем купить дорогой фотоаппарат, и не идут. Фотки с пикника, семейное торжество, пляж и море - в основном для этого фотоаппараты покупают. А уж покупать отдельно ещё и объектив - об этом народ и не задумывается, им это и не нужно по сути. Настоящий, хороший объектив, способный выполнять своё предназначение в полную силу, купят только профи. Статья для них, для начинающих профессионалов фотографии. Я лично прочитал с удовольствием.

Я, как вспомню мой печальный, первый опыт в выборе объектива, аж всплакну, ведь это было просто нечто. Значит, покупаю себе ТОПовый Канон и докупаю простенький объектив, в итоге фотки так себе, а у друга такой же и фотки тема, долго думал и гадал, в чем дело, все настройки перешарил. Оказалось, что дело все, как раз таки в объективе, поменял потом, и все норм стало, как говорится: "скупой платит дважды".

Да уж выбрать объектив само по себе проблема, а вот если еще и опыта нет, то этот процесс вдвойне сложен и неприятен, ведь если поскупиться на одном, можно влететь в неприятный момент, то есть камера не раскроет весь потенциал. Поэтому, когда я покупал себе фотик и объектив, то брал средний вариант, как камеры, так и объектива, в итоге получил хорошую картинку.

Мне кажется человек, который обладает талантом, даже самой простой камерой сможет удивлять. Ведь он видит картинку, четко и ясно, благодаря этому и получаются у таких людей замечательные кадры. Что же касательно фотоаппарата и объектива, то могу подметить одну очень важную вещь, не эти аксессуары раскрывают талант, они лишь дополняют и дают создавать еще более выдающееся изображения.

Аватар пользователя Елена

Когда я только начала интересоваться фотографиями, то сначала их делала просто камерой смартфона. И только, когда научилась подбирать ракурс и свет, приобрела недорогую фотокамеру. Объектив покупала отдельно, так как любители - фотографы сразу же обратили мое внимание на то, что он играет самую важную роль в качестве снимков. По их совету я подбирала его, чтобы делать пейзажные фото, и знаете, получается очень даже хорошо. Главное определиться с жанром и подобрать объектив. Информация автора дала узнать мне многие секреты по подбору необходимых фотоатрибутов.

Я помню как-то взял дорогущую камеру, так как она делала очень хорошие снимки с эффектом баке, но один раз зашел к своему другу и увидел ,как они прикручивает подобное на простом фотошопе. И на глаз вот практически незаметно, вот тогда это меня действительно удивило. А ведь деньги уже отдал. Так что здесь переплачивать не стоит, ну только если у вас много лишних денег.

Аватар пользователя Андрей Пожаров

По-моему, для первого объектива в фотоаппарате важны две составляющие: его цена и наличие у объектива фиксы, постоянного фокусного расстояния. Такое фокусное расстояние позволит существенно сэкономить при покупке своего первого объектива. Да и фотографировать с ним на первых порах намного проще, чем с зумом и, значит, будет больше мотивации! Снимки получаются качественными, с красивой цветопередачей. И, как верно, подмечено выше, такие снимки имеют художественную выразительность!

Не хочу даже вспоминать про этот опыт, ведь сменил 2 объектива, пока нашел подходящий, вот именно так было у меня, а все потому что некому было подсказать, что объектив надо брать хороший и будет у тебя счастье. Я же один купил, потом вижу фотки мутноватые, другой купил, то же самое, в общем если бы сразу купил хороший, так бы не мучался, а так приходится искать выход.

Аватар пользователя Никита

Хотелось бы узнать, а как подбирать объективы от советских фотоаппаратов? Слышал мнение, что у них объективы лучше, чем у современных и фотки получаются более живыми и теплыми. И каким образом их размеры можно совместить? Будут ли снимки резкими? А также хотелось бы понять, каким объективам от советских фотоаппаратов отдавать предпочтение? И вообще, стоит ли эта игра свеч?

Беда с этими объективами одна, особенно если новичок, и плохо разбираешься в тонкостях выбора, то точно нарвешься сначала на неудачный выбор, а по итогу и опыту только подберешь более менее нормальный объектив. Лучше бы я рекомендовал покупать средний фотик и средний объектив, которые по качеству будут одинаковы и только таким образом удастся добиться приятного результата.

Я вообще считаю, что для профессионального фотографа сейчас крайне важно уметь правильно пользоваться фотошопом, ибо зачастую именно там творится вся магия качественного фото. Я бы смотрел на камеры из среднего ценового диапазона при ограниченном бюджете. Ибо та разница в цене никак не нивелируется качеством фото. Разница в таком случае бывает крайне минимальная.